Несмотря на технологическое развитие и подавляющее влияния Запада, Япония успешно сохраняет свои исторические обычаи. Определенные фундаментальные убеждения о ролях полов не меняются. Недавно мой американский друг жаловался мне на вездесущее присутствие садистской порнографии, ориентированной на мужчин. Женщины являются сексуальными объектами, и все это напоминает эпидемию — здесь правит мужской шовинизм. Манга и аниме являются частью культуры Японии и глубоко переплетаются с ее основами. Они отражают изменения, произошедшие со временем, но здесь индивидуализм важнее, чем пол. Я думаю, что мужчины должны быть более нежными по отношению к женщинам. Исторические и современные отношения
Исторически Япония идеализировала мужское преобладание и женскую покорность. Тем не менее, женщины были «невидимками», особенно в старые времена. Однако некоторые величайшие люди в истории были женщинами, например романистка Lady Murasaki, писавшая в Х веке. Женщины даже правили страной, но в феодальной Японии они все же были второсортными гражданами, с которыми обращались, как с товаром. В то же время были женщины, которые были самураями или ниндзями, вооруженными длинной, наподобие алебарды, нагинатой (naginata). Женщина не могла касаться меча, а мужчина не использовал женское оружие нагинату . Женщина-самурай не могла совершить seppuku (разрезание живота), поэтому, чтобы умереть с честью, они получили «легкое избавление» — перерезание горла. И эти женщины, обученные для войны, сильно отличались от западных дам.
Идеальным японским мужчиной был macho — жесткий, холодный, непроницаемый. Дома он грубо обращался со своей женой: «Киоко, чай!» или «Маюко, еще кофе!». Женщины же разговаривали с мужьями только вежливо, иначе могли поплатиться. Тем не менее, во многих семьях сегодня родители зовут друг друга «Мама» и «Папа». При трудоустройстве женщина имеет наименьший шанс и наибольшую вероятность при сокращении. Однако есть множество профессий от науки до политики, которые женщины освоили. Но многие замужние женщины оставляют свои рабочие места и предпочитают оставаться дома. Сексуальная озабоченность, хотя технически и незаконная, общая; как мужчины, так и женщины, считают это нормальным.
Обнаженные женщины есть везде, от тоннелей метро до телевидения, даже в самое актуальное время. Так родители одной американской семьи, проживающей в Японии, рассказывали: «Первое, что увидели дети в телевизоре — обнаженных женщин, но со временем они привыкли». Порнографические книжные магазины посещаются всеми слоями общества, здесь часто можно увидеть деловых людей, читающих порнографию открыто. Большая часть современной порнографии, сообщает друг, основана на садистских темах.
Большинство своего времени мужчины проводят на работе или в деловых поездках. Они понимают, что взвалили себе на плечи обязанность добычи денег для проживания, они жертвуют собой ради своей работы. Дети иногда взрослеют, не зная своих отцов, и иногда матери довольны, что рядом нет мужа, который целыми днями чем-то занят. Отношение полов в Манге и Аниме
Японская манга, подобно английской литературе, разделяется на группы. Следующий анализ основан на манге, опубликованной для широкой публики, а не для взрослых мужчин, которая большей своей частью — порнографическая. Здесь я сконцентрируюсь на манге, ориентированной на молодежь. Даже с ориентацией на подростков классификация получается следующая:
1. Большая часть манги адресована широкой публике. В комиксах мальчиков изображают дерзкими, целеустремленными, они сосредоточены на соревнованиях. Девочки более мечтательны, они нежны и больше думают об отношениях с людьми.
2. Манга больше запутана, философски она более зрелая, чем американские комиксы. Ответственность и последствия за действия касаются всех слоев, даже врагов. Увеличенный уровень зрелости также включает в себя наготу, сексуальные темы и т. д.
Тема «Мужчина должен быть сильнее женщины» является подавляющей. Женщины, независимо от своих личных качеств, ищут мужчину, чтобы зависеть от него, и чтобы он защищал ее. Когда читаете японскую мангу, просто попытайтесь подсчитать, сколько раз главный герой спасает девушку и сколько раз она падает в обморок. Далее представлены несколько категорий, которые представляют самые основные направления.
Неравные отношения: Женщины все время попадают в беду и болеют за мужчин.
Манга для обоих полов изображает одинаковые стереотипы: застенчивые, слабые женщины и грубые, холодные мужчины. Женщина может быть умнее, но не равна мужчине. В манге для мальчиков девушек часто изображают попавшими в беду или волнующимися за судьбу героя. Если представляется боевая команда (Ultraman, GoLion Voltron, Cyborg 009), то женщину обычно затирают. В City Hunter, несмотря на мощь Kaori, ее часто используют как приманку. В другой манге девушки сидят на трибуне и приветствуют своих друзей, играющих в баскетбол, футбол или бейсбол, или же сражающихся гигантскими демонами и монстрами. Они часто жертвуют собой ради своего любимого, мечтают о семейной жизни и простых вещах. Он думает о победах и соревнованиях, практически не замечая ее. В Gundam мать жертвует дочерью, но не сыном, так как мальчики нужны как будущие воины. В лучшем случае, мужчины получают силу из обоюдной любви и совершают подвиги во имя двух имен. В манге для девочек героини часто живут ради своего избранного. Страница за страницей изображают девушек, думающих о том, как подойти к любимому, что он думает о ней и что она может для него сделать. Она считает себя никчемной, по сравнению с остальными девушками. Мальчики изображаются более сильными, уравновешенными, надежными, умными и обладающими большими способностями. Мужчины — лидеры и преподаватели. Вот один пример — 1970-е, Aim for the Ace. Всю мангу женщина-теннисистка философствует о слабостях женщин, и что мужчины должны обучить слабую половину мужеству и храбрости. В других произведениях героиня развивается внутренне, воспитывая в себе храбрость, стоящую ее избранника. Часто ее нежная любовь спасает его от беды. В смешанных командах женщина играет нежную, волнующую роль, разбавляя холод мужской компании.
Более сглаженные: Отстранение женщины
Несмотря на более естественный баланс между мужчинами и женщинами, мужчины часто помогают женщинам переходить в «нормальное состояние», т. е. женщины становятся слабыми, более нежными. В Maison Ikkoku герой Godai поддерживает Kyoko в ее превращении, она оставляет свою работу и становится зависимой от него. В 3×3 Eyes Yakumo помогает Pai, пока она не становится более человечной, теряет свою мощь — «начинает жить как нормальная девочка» и становится слабее Yakumo. В «Book Two of Chojin Locke» Locke ругается с героиней, желая знать, почему она не живет как нормальная женщина. В кино женщина-воин мысленно переделывается сверху, дабы больше походить на нормальную, признанную женщину. Другой пример — Cat’s Eye, когда старшая сестра теряет память. Вообще, сильные женщины имеют тенденцию забывать, кто они на самом деле. В Kimagure Orange Road наш герой завоевывает уважение Madoka, забрав у нее сигарету и сказав, что курение может плохо сказаться на ее ребенке. В Chojin Locke молодой парень, однажды спасенный принцессой, возвращает ей должок, вытащив ее саму из беды (и становится настоящим героем). Во взрослой манге женщины представляются слабовато, зато мужчины расписываются во всех красках. Где же женщины выглядят хорошо? В спальне. Следует изречение: «женщина должна привыкнуть к своему социальному положению или она будет неестественна». Мужчина должен помогать ей в этом, выступая в роли защитника и кормильца.
Устойчивые и равные отношения
Последняя манга для девочек изображает мужчин более сильными, а девушек более мудрыми. Существует баланс: обе стороны уважают друг друга как в личной, так и в профессиональной жизни. Обычно мужчины — главные персонажи, а женщины — их друзья, но взаимоуважение остается на своем твердом месте. Даже если женщина домохозяйка, она не поклоняется мужу, она использует свой ум и добивается своего. Обе стороны используют свои таланты и знают ошибки друг друга. Бредовые, идеальные стереотипы не ослепляют их. Женщины могут быть компетентными и при этом объектом сексуального отношения. Однако, если женщина, независимо от ее роли в обществе, в ходе манги решает большинство своих проблем с сексом или идет акцент на влечение, то здесь женщина — сексуальный объект.
Первоначально неравные отношения: женщины превосходят мужчин.
Женщина «высокого уровня» появилась недавно. Самыми первыми были Oscar (Rose of Versailles, 1974), Mikami (Ghost Sweeper Mikami), Gally (Gunnm) and Natsuki (Natsuki Crisis), более сильные, более шикарные, чем другие. Они не стыдятся быть лучше. Они борются за свои роль и место в жизни. Мужчины не стремятся как-то принизить их, вместо этого они стремятся подняться сами. (Редко это помогает, мужчины слишком недисциплинированны, ненадежны или сексуально-помешаны). Героини стоят в сторонке, ожидая, когда мужчина выйдет на достойный их внимания уровень. В результате — более-менее равное товарищество, хотя в самом конце фильма Gally теряет свою мощь и у Mikami появляется возможность намного опередить учителя. Сексуальные темы теперь распространены во всех видах манги. Женская нагота везде и в большом количестве, даже в детской манге. Мальчики пускают слюни и смотрят на обнаженных девиц. Мужская нагота тоже весьма обычна, но обычно не в сексуальной обстановке. И в противовес девушки часто встречают криком мужское достоинство. Недавно популярные в западных комиксах тела с костюмами в обтяжку переходят в сексуальных девиц с дикими пропорциями и очень рельефных дядей. Как примечание — существуют манги, основывающиеся на гомосексуальных связях (Yaoi, Yuri). Наконец, чтобы все было поровну, и те и другие часто предстают в сексуальных темах в весьма комичных ситуациях. Японец намного спокойнее воспринимает наготу, чем, например, американец, и не стесняется подшучивать над сексуальными эпизодами.
Часто мужские порывы женщины пресекают весьма действенным способом — удар в пах. Однако повсеместно встречающиеся преувеличенные повреждения не воспринимаются как реальные. Реальная японская девочка не применит жестких приемов. Манга, где мужчина бьет женщину, очень редка, обычно она создается затюканными женским полом мангаками (манга-художниками)
Вообще, отношения в манге строятся на мужском шовинизме, хотя сейчас и слабее, чем, скажем, 20 лет назад. Если раньше манга изображала девочек слабыми и паникующими, то сейчас стереотипы меняются — девушки сильны и зачастую даже сильнее парней. Это интересно, так как большинство японского общества еще так не считает. Видимо, манга-авторы — нечто вроде авангарда, прокладывающего путь к массам. Каждый автор создает свой идеал, одни стараются привнести в общество что-то ценное, другие заботятся только о деньгах. Нет ничего ущербного в выборе женщиной роли болельщицы. Пол не приговаривает к чему-то одному. Однако женщина должна обладать огромной поддержкой, чтобы работать наравне с мужчинами. Множество женщин обладают отличным интеллектом и способностями и могут внести много нового, а не сидеть целыми днями дома за плитой. Для этого стереотипы надо переделывать очень радикально. Кроме того, оба пола должны хотеть этого и понимать, что из этого выйдет.
Наконец, в то время как манга для девочек показывает взаимодействие героини и ее проблемы с родителями, в школе, с парнем, манга для мальчиков редко ставит на это место своих героев (Doraemon — приятное исключение). Но при этом мальчики выносят не меньше переживаний и даже весьма часто совершают акты самоубийства (иногда оставляя список виновников). Манга должна вновь исследовать женщин и мужчин. Сейчас многие статьи разбирают эти проблемы, дабы как-то помочь, но это слабо помогает. В конце концов, манга может обеспечить утешение даже самому поникшему, но если персонаж очень совпадает с оригиналом и в конце его ждет неудача… то боль от жизни может стать просто невыносимой.
Под конец давайте более внимательно рассмотрим мангу для мальчиков автора Takahashi Rumiko — Ranma 1/2. Takahashi признала, что рисовал мангу для мальчиков, в которой разбиралась бы проблема отношения полов. Все же даже в такой стереотипной структуре существует очень интересная команда. Akane начинает как весьма злобная и независимая. Она говорит Ranma в ответ на шпильки о недостаточной женственности - «Если я случайно влюблюсь, может я и стану более нежной», что и происходит в ходе фильма. Постепенно влюбляясь в Ranma, она становится более женственной и пассивной. Она обладает меньшим боевым опытом, чем Ranma. Akane начинает ждать момента, чтобы Ranma спас ее, для того, чтобы он убедился в своей любви к ней (В сериале Takahashi Urusei Yatsura Lum становится приманкой, чтобы Moroboshi спасла его, и тем самым доказать ей свою любовь). Однако, несмотря на всю свою беспомощность, Akane приходится спасать Ranma раз за разом, после того, как он спас ее однажды. Хотя Ranma и не любит говорить об этом, но он проиграл бы много битв, если бы Akane не было рядом (Интересно, что в сериале это товарищество несколько преуменьшается, по сравнению с оригиналами Takahashi). Таким образом, даже в некоторых из наиболее зацикленных на стереотипах комиксах существует товарищество между полами. Ведь взаимоуважение, взаимопомощь, забота друг о друге — это самое важное в любых отношениях.
Источник: http://club-anime.ucoz.ua/publ/4-1-0-69 |