Развитие отношений Японии и США во второй половине XX века.
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Взаимоотношения Соединенных Штатов и
Японии (на протяжении 150 лет) всегда отличались противоречивостью.
Однако практически на всем протяжении второй половины ХХ века и в
начале XXI-го эти страны демонстрировали и демонстрируют устойчивый
курс к сближению. В различные исторические периоды в его основе лежали
три основных приоритета: геополитический, военный и экономический.
Всю вторую половину прошлого столетия и до нынешних дней центральное
место во внешней политике Японии остаются отношения с Соединенными
Штатами Америки. Период американской оккупации (сентябрь 1945 - начало
1952 гг.), сопровождавшийся принятием новой конституции, глубокими
демократическими реформами, которые изменили весь облик Японии и
поставили преграду возрождению милитаризма, завершился формированием
японо-американского военно-политического союза.
Специфический характер этого союза, оформленного подписанием
двусторонних договоров, сначала «о гарантии безопасности» (1951 г.), а
затем ныне действующего «о взаимном сотрудничестве и безопасности»
(I960 г.), состоит в том, что партнером США является страна, которая по
настоянию Вашингтона провозгласила в своей послевоенной конституции
принципы, ориентирующие ее на исключительно мирное развитие. В девятой
статье основного закона Японии зафиксирован отказ «от войны как
суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной
силы как средства разрешения международных споров». Более того, там же
содержится обещание никогда не создавать «сухопутные, морские и
военно-воздушные силы, равно как и другие средства ведения войны».
Стремление Японии опереться на конституцию, чтобы не допустить прямого
втягивания в военные действия, проявилось и позже, когда в 1978 г. были
подписаны Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в
области обороны. В этом документе также было зафиксировано, что
создание Японией благоприятных условий для сотрудничества в области
обороны и оказания помощи США осуществляется «в соответствии с
японскими законами» Текст документа см. в кн.: Бунин В.Н.
Японо-американский союз безопасности. М., 2000. С. 138..
Во время «холодной войны» среди японцев довольно широко
распространилось опасение того, что союзнические отношения с США таят в
себе угрозу втягивания Японии в военные действия в защиту чуждых им
интересов. Но одновременно большие надежды возлагались и на
американские гарантии обеспечения безопасности Японии от потенциальных
внешних угроз. При этом к их числу неизменно приписывались СССР и Китай.
После окончания «холодной войны» в японском общественном мнении стали
появляться взгляды о возможности пересмотра правительственной политики
безопасности, ослабления военного аспекта японо-американских отношений.
Но по-прежнему господствующей оставалось идея о том, что центральное
место в политике обеспечения национальной безопасности Японии должен
сохранять японо-американский договор.
Россия никогда не оставались безучастными к этим процессам, поскольку
они напрямую затрагивали ее геополитические интересы, особенно в
регионе Дальнего Востока.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности геополитики Соединенных Штатов Америки в отношении Японии.
В работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить характер развития взаимоотношений Японии и США в геополитическом аспекте во второй половине ХХ и начале ХХI вв.
2. Показать внешнеполитические приоритеты США в Азиатско-тихоокеанском
регионе и роль Японии в геополитических планах Соединенных Штатов.
3. Показать особенности реагирования японской политической элиты на геополитическую стратегию США в АТР.
Характер взаимоотношений Японии с Соединенными Штатами нашел отражение
как в отечественной, так и зарубежной литературе. Следует отметить
работы В.И.Акимова Актуальные проблемы внешней и внутренней политики
Японии /Редкод.: В.И.Акимов (гл.ред.) и др. -М., 1981. -205 с. -
(Информ. бюлл. /АН СССР. Ин-т Дал.Востока; № 23)., Р.Алиева Алиев Р.
Ш.-А. Внешняя политика Японии в 70-х - начале 80-х гг.: (Теория и
практика). - М.: Наука, 1976. - 312 с., О.А. Арина Арин О.А
Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.- М.: Флинта,
Наука, 1997. - 435 с, В.Н.Бунина Бунин В.Н. Япония в
военно-политической стратегии США в АТР (80-е - 90-е гг.): В 2 ч. - М.,
1991. - Ч.1-2. - (Информ. бюл./ АН СССР. Ин-т Дал. Востока; № 4); Он
же: Японо-американский союз безопасности. М., 2000., М.И.Крупянко
Крупянко М.И. Япония в системе Восток-Запад: Политика, экономика/ АН
СССР. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1991. - 246 с. , Д.В.Петрова
Петров Д.В. Япония в мировой политике. М., 1973., А.И.Уткина Уткин А.И.
США - Япония: вчера, сегодня, завтра. - М.: Наука, 1990. - 228 с.,
Г.Аллисона, Х.Кимуры, К.Саркисова Аллисон Г. От холодной войны к
трехстороннему сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе:
Сценарии развития новых отношений между Японией, Россией и Соединенными
Штатами/ Г. Аллисон, Х. Кимура, К. Саркисов. - М.: Наука. Изд. фирма
"Вост. лит.", 1993. - 382 с.: ил.. В материалах периодической печати
эти вопросы также отражались достаточно регулярно, поэтому при
написании данной работы автор использовал материалы Foreign Policy, The
Japan Times, журнала «Проблема Дальнего Востока».
Глава 1. Япония в геополитических планах США
1.1. Развитие отношений Японии и США во второй половине ХХ века
Начало японо-американским отношением было положено ровно 150 лет назад.
В 1854 году, в конце периода Эдо (1603-1867), когда в Японию прибыли
«черные суда» командора Мэтью Перри, страны подписали знаменитый
двусторонний Договор о мире и дружбе. Для Японии этот документ был
поворотным моментом в истории. Он ознаменовал конец политики «закрытых
дверей», которая велась сёгунатом Токугава более 200 лет, и переход к
модернизации страны.
ХХ век оказался наиболее насыщен политическими переменами. Если взять
за точку отсчета поражение японских войск на Халхин-голе летом 1939 г.
и заключение Советским Союзом Пакта о ненападении с Германией в августе
того же года, то следует отметить, что именно тогда стратегический курс
Японии радикально изменился. Японские властные структуры сочли
целесообразным отказаться, по крайней мере временно, от «продвижения на
Север» и решили реализовать свою концепцию безгранично широко
понимаемой безопасности в регионе Южных морей, где находились так
необходимые Японии нефть, каучук, олово и другие виды ресурсов.
В 1941 году Япония заключает с СССР Пакт о нейтралитете, который имел
исключительно важное значение для обеих сторон. Министр иностранных дел
Мацуока был ярым сторонником геополитической идеи К.Хаусхофера о
создании оси Берлин - Москва - Токио. Он говорил Сталину во время их
встреч в Кремле 24 марта и 12 апреля 1941 г., что англосаксы являются
общими врагами Японии, Германии и Советской России, и подчеркивал, что
Япония воюет в Китае не против китайского народа, а против США и
Англии, которые хотят присвоить себе Китай.
Что касается США, то на первых порах им казалось, что руками Японии
удастся ликвидировать «большевистскую заразу» в Китае. Соединенные
Штаты не соглашались с применением каких-либо санкций против Японии со
стороны Лиги Наций. Аналогичную позицию американские представители
заняли и на заседаниях Брюссельской конференции, где рассматривалась
китайская жалоба на Японию.
Становившееся все более явным давление Японии в южном направлении
заставило их, равно как и другие западные демократии, ужесточить
реакции на японские действия. Китаю была оказана большая финансовая
помощь и дипломатическая поддержка. Вашингтон ввел торговые санкции
против Японии, заморозил ее финансовые авуары. США отказались признать
«реформированное правительство Нанкина» и поддерживали контакты только
с Чан Кайши. Япония оказалась в экономической блокаде. Запаса нефти в
стране оставалось на полгода.
В этой обстановке японские военные пошли на риск большой войны. 5
ноября 1941 г. на совещании у императора было решено воевать с США,
Англией и Голландией, если те не примут переданные Вашингтону
«минимальные» требования. 26 ноября 1941 г. госсекретарь К.Хэлл вручил
японскому послу в Вашингтоне послание, которое было воспринято в Токио
как ультиматум. 8 декабря японская эскадра совершила нападение на
Перл-Харбор.
В этих условиях центральным пунктом англо-американской политики по
отношению к Восточной Азии была изоляция Японии и СССР и разжигание
между ними антагонизма и враждебности. Является нескрываемым фактом,
что Америка и Англия неуклонно придерживались политики превращения
Японии в проводника их антисоветской политики в Восточной Азии. Америка
и Англия не могли скрыть своего изумления, когда путем заключения Пакта
о нейтралитете была гарантирована стабильность японо-советских
отношений. Действительно, это означало, по замечанию Б.Славинского,
создание великой стены против дьявольской Америки и жестокой Англии»
См.: Славинский Б. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией:
дипломатическая история, 1941-1945. М., 1996, с.74-75, 91-95..
После окончания Второй мировой войны Москва сумела «переиграть»
Соединенные Штаты в Китае. После того как Квантунская армия в
Маньчжурии была разбита советскими войсками, все ее вооружение было
передано китайским коммунистам.
Соединенные Штаты, со своей стороны, закрепились в Южной Корее и
установили единоличный контроль над оккупированной ими Японией. После
«потери» Китая главная задача внешней политики США заключалась в том,
чтобы сохранить Японию на стороне Запада. Решение этой задачи было
возложено на специального представителя президента Г.Трумэна -
Дж.Ф.Даллеса. Он должен был подготовить такой мирный договор с Японией,
который позволил бы США превратить эту страну в крупнейшую американскую
военную базу на Дальнем Востоке, в своего стратегического союзника.
Первый проект мирного договора с Японией США разработали в марте 1951
г. Даллес полагал, что оккупированная Япония недостаточно эффективно
выполняет функции перевалочной базы для американской армии, воевавшей
на Корейском полуострове, и настаивал на быстрейшем предоставлении ей
независимости.
Надеясь, что СССР воздержится от участия в мирной конференции по
Японии, США и Великобритания объявили, что они созывают в Сан-Франциско
представителей произвольно отобранных ими стран не для обсуждения
мирного договора, а только для его одобрения и подписания. Вносить
какие-либо поправки в текст договора, составленного Соединенными
Штатами и Англией, не допускалось. 8 сентября 1951 г. состоялась
церемония заключения мирного договора с Японией. Советский Союз, Польша
и Чехословакия отказались поставить свои подписи под этим документом.
А.Громыко назвал этот мирный договор сепаратной сделкой между США и
Японией. Текст выступления А.А.Громыко на пресс-конференции см.:
Сборник документов и материалов по Японии. 1951-1954. М., 1954, С.24-31.
Однако для Токио и Вашингтона Сан-Францисский мирный договор стал
результатом компромисса. Правящие круги Японии в итоге длительных
закулисных маневров добились юридического прекращения оккупации и
передачи в их руки всей полноты власти в стране. За это им пришлось
пойти на ряд серьезных уступок Соединенным Штатам в политической и
военной областях, в частности согласиться с неограниченным какими-либо
сроками пребыванием американских войск на японской территории.
При подписании мирного Договора был также подписан Договор о безопасности, в результате чего:
- во-первых, Япония, которая после поражения в войне полностью лишилась
своих вооруженных сил и осталась практически беззащитной, получила
американскую гарантию от советской агрессии, а события на Корейском
полуострове делали такую агрессию вполне возможной;
- во-вторых, большинство стран Азии, а также Австралия и Новая
Зеландия, явившиеся объектами японского нападения и откровенно
опасавшиеся возможного возрождения японского милитаризма, получили от
Соединенных Штатов гарантии безопасности (ради согласия этих стран с
американскими планами в отношении Японии США пошли на заключение
двустороннего военного соглашения с Филиппинами и создание военного
союза с Австралией и Новой Зеландией - АНЗЮС);
- в-третьих, под эффективный контроль было поставлено развитие японского военного потенциала;
- в-четвертых, американский «ядерный зонтик» надежно прикрыл Японию от
коммунистического окружения и позволил совершить беспрецедентный
экономический рывок, выведший ее в первую шеренгу развитых стран.
В 1960 г. во время официального визита в США премьером Н.Киси был
подписал новый японо-американский «договор безопасности», развивавший
положения прежнего, но повысивший статус Японии от «вассала» до
младшего партнера. Подписание и ратификация договора вызвали
беспрецедентные политические волнения в Японии, приведшие к срыву
запланированного визита в Токио президента США Д.Эйзенхауэра, а затем и
к отставке кабинета.
Несмотря на определенные сложности, взаимная заинтересованность США и
Японии способствовала объединению их позиций во времена «холодной
войны». После поражения СССР военное сотрудничество США и Японии только
усиливалось и приобрело новые очертания.
С одной стороны, японское руководство стало придавать первостепенное
значение развитию добрых отношений, отношений плодотворного
экономического сотрудничества со своими азиатскими соседями как
средству преодоления недоверия с их стороны к Японии, питаемого
воспоминаниями о годах второй мировой войны, и интеграции их в
гражданский блок, сосредоточенный на хозяйственной деятельности и
наделенный весомой долей политической самостоятельности.
С другой стороны, учитывая прежде всего вполне реальную перспективу
превращения КНР в ядерного гиганта с непредсказуемой внешней политикой,
а также сохраняющуюся возможность (какой бы мизерной она сегодня ни
выглядела) коммунистической реставрации в России со всеми ее
последствиями, руководство Японии пошло на усиление военного
сотрудничества с США в рамках пересмотренного в 1997 году Договора
безопасности.
Пересмотренный Договор безопасности отразил симптоматичные сдвиги в
японо-американском военном союзе: прежде всего переход Японии от
статуса младшего партнера к статусу равноправного участника со всеми
сопутствующими этой трансформации обязательствами.
С точки зрения Японского форума по международным отношениям, Договор
безопасности в его нынешнем виде перекрывает потребности обороны
собственно Японии. Он вырастает в важный механизм двустороннего
военного сотрудничества и координации в обеспечении безопасности АТР.
США и Япония как бы выступают ее гарантами.
Само собой разумеется, что пересмотренный Договор лишний раз подтвердил
на перспективу глубокую заинтересованность Соединенных Штатов в делах
этого региона вообще. Недаром помощник госсекретаря США У.Лорд заявил:
«Сегодня в мире нет более важного для Соединенных Штатов региона, чем
Азиатско-тихоокеанский. Завтра, в XXI в., эта тенденция полностью
сохранится» Lord W. Opening Statement at Senate Confirmation Hearings.
31.03.1993, p.2.. В сущности о том же говорил на заседании Корейской
национальной ассамблеи президент Б.Клинтон: «Америка - это
тихоокеанская страна. У нас нашли свой дом и приют многие жители со
всей Азии, в том числе миллион корейцев. Мы вели здесь три войны в
течение этого столетия» Remarks by President in Address to the National
Assembly of the Republic of Korea. 10.07.1993, p.2..
Таким образом, новая Программа сотрудничества ориентировала на
поддержку американского военного присутствия в АТР и на всемерное
укрепление японо-американской системы безопасности.
Руководящие принципы 1997 г. Пресс-бюллетень МИД Японии. 23.09.1997.
предусматривают сотрудничество между Силами самообороны и войсками США,
расположенными на Японских островах, в мирное время, во время
вооруженного нападения на Японию и в чрезвычайных ситуациях,
возникающих в окружающих ее районах.
Судя по всему, Япония усматривает в новом варианте Договора
безопасности шаг по пути приведения ее политической роли в соответствие
с ее экономическим могуществом. Но неизбежное при этом увеличение
бремени разнообразной ответственности беспокоит определенные круги в
стране. Эти аспекты мы рассмотрим во второй главе данной работы.
1.2. Япония как стратегический союзник США
К концу ХХ века сформировались три центра экономического могущества:
США - Западная Европа - Япония, которые возникли еще в начале 70-х
годов. За прошедшие годы структура этих центров изменилась и довольно
существенно. Во-первых, экономические потенциалы этих центров стали
более равновесны. Во-вторых, они стали более взаимопереплетенными.
В-третьих, несмотря на относительное падение удельного веса США в
рамках этой трёхугольной системы, именно сейчас у них появилась
возможность для единоличной гегемонии как внутри системы, так и за ее
пределами, т.е. в глобальном масштабе. Последнее было вызвано сломом
биполярности в международных отношениях на рубеже 80-х-90-х годов в
результате распада СССР и превращения России в третьеразрядную державу
по экономической мощи. Подобный ход событий резко усилил стремление США
играть единоличную гегемонистскую роль в мире.
Чтобы понять поведение США на международной арене, необходимо понимать,
что скрывается за доктриной национальных интересов, которая является
альфой и омегой внешней политики Вашингтона в любой точке земного шара,
в том числе и в Японии.
При всех нюансах в интерпретации современной доктрины национальных
интересов, в том числе и самими американскими президентами, она
опирается на три классических постулата. Первый - усиление американской
экономики. Второй - распространение демократических ценностей. Третий -
необходимость обладанием мощной военной силы, поддерживающей и
обеспечивающей выполнение первых двух постулатов.
Все это вкупе должно служить реализации глобальных целей США. Не всегда
это удавалось, однако в настоящее время, после окончания «холодной
войны», США, ощутив себя фактическим единоличным лидером в мире,
пытаются во всей полноте воспользоваться ситуацией. Американские
теоретики международных отношений и мировой истории (Эрриги,
Уоллерстайн и др.) как бы с объективных позиций обосновали нынешний
исторический цикл, связанный с гегемонизмом США, который начал себя
проявлять после второй мировой войны.
В геополитических планах США на ХХI век Японии отводится весьма
почетная миссия. Она - важнейший, и что не менее значимо, надежный
геостратегический союзник супердержавы.
Среди перечисленных в Руководящих принципах 1997 года сорока видов
японо-американского сотрудничества в чрезвычайных ситуациях -
организация работы с беженцами, поиск и спасение, эвакуация мирного
населения, обеспечение эффективности экономических санкций, тыловая
поддержка в виде поставок горюче-смазочных материалов, транспортировки
персонала и оборудования для миннотральных операций в японских и
международных водах и т.д.
Сотрудничество распространяется и на операции против партизан, и на организацию противоракетной обороны.
Япония разрешает войскам США использовать гражданские аэродромы и
морские порты в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, а
также осуществлять инспекции иностранных гражданских судов, следующих с
грузом в период экономических санкций, которым подвергается та или иная
страна, вызвавшая напряженность обстановки (впрочем, делается оговорка,
в соответствии с которой инспекции судов проводятся только по вынесении
резолюции Советом Безопасности ООН) Пресс-бюллетень МИД Японии.
23.09.1997..
Сегодня на территории Японии расположено американское ядерное оружие,
но по сведениям Китая и Северной Кореи Япония располагает и
собственным.
В 2004 году впервые контингент сухопутных войск, включающий
бронетехнику, был переброшен для поддержки американской оккупации
Ирака. Боевые корабли Морских сил самообороны впервые с 1944 г.
отметились военными походами в Индийский океан. И, наконец,
восстановление японской военной мощи потребовало официального
оформления. Правительство Японии уже открыто говорит, что Силы
самообороны давно не соответствуют формальному статусу, и готовит план
пересмотра Конституции страны - отменить демилитаризующую статью (ст.9).
Впервые на повестку дня поставлен вопрос о превращении Сил самообороны
в полноценную армию для решения геополитических задач. Япония будет
посылать свои вооруженные силы туда, куда сочтет нужным. И вдобавок к
уже появившемуся на японской территории ядерному оружию Япония
собирается войти в американскую систему ПРО и проводить дальнейшую
модернизацию своих вооруженных сил. Одним словом, при непосредственной
поддержке США Япония собирается вернуть себе право на армию и войну.
Главную ударную силу группировки сил общего назначения США в
Тихоокеанской зоне составляют шесть авианосцев, каждый из которых
способен нести до 90 самолетов и вертолетов. Их мощь дополняют ракетные
корабли и многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные
дальнобойными крылатыми ракетами. Амфибийные силы США с приданными
кораблями и судами способны перебросить и обеспечить высадку
экспедиционной дивизии морской пехоты - 50 тыс. человек при 370 боевых
бронированных машинах, 360 самолетах и вертолетах, 120 орудиях полевой
артиллерии. Из трех существующих в Корпусе морской пехоты США дивизий
две дислоцированы на Тихом океане. Сухопутные войска в Тихоокеанской
зоне (без размещенных на западном побережье Америки) насчитывают 51
тыс. человек в составе четырех дивизий, а ВВС (в трех воздушных армиях)
- 290 боевых самолетов. При этом американцы не снижают внимания к
развитию новых концепций применения своих войск в региональных и
локальных войнах. Чтобы обеспечить себе полное преобладание в военной
области, они периодически проверяют свои войска и силы флота в реальных
военных конфликтах на различных театрах военных действий. На основе
приобретенного опыта происходит интенсивное обновление систем
управления войсками и оружием. Внедряются автоматизированные системы
управления, обеспечивающие соединениям своевременность обнаружения,
надежность сопровождения, оперативность нацеливания и высокую
вероятность поражения заданных целей в масштабе времени, близком к
реальному. Развертывается корабельная система ПРО на Тихоокеанском
театре для борьбы с баллистическими ракетами противника. Продолжаются
разработки ряда образцов нетрадиционного оружия, а также работы по
совершенствованию существующих систем вооружения. Эволюция военного
фактора и его влияние на систему международно-политических отношений в
Восточной Азии» // Военная мысль, N.2, 2004.
Для России военное возрождение Японии имеет особое значение в контексте
«проблемы северных территорий» - территориальных претензий Японии к
России. Япония требует от России передать ей группу южнокурильских
островов, которые были присоединены к СССР после окончания Второй
мировой войны. «Северные территории» - это острова: Кунашир (яп.
Кунасири), Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами
Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шпанберга (Сикотан), и группе островов
Плоские (Хабомаи), к которой относятся острова Сигнальный (Кайгара),
Танфильева (Суйсё), Юрий (Юри), Анучина (Акиюри), Зеленый (Сибоцу) и
Полонского (Тараку) с прилегающими островами и скалами. Общая площадь
всех названных островов составляет 5 тыс. кв. км. Подробнее о спорах
вокруг Курильских островов см.: Латышев И.А. Покушение на Курилы.
Ю.-Сахалинск: Пресса, 1992.
Спорные острова - не просто 5 тысяч километров голых скал и камней.
Огромное значение имеет геостратегическое и экономическое положение
островов. Для Японии (а значит, и для США) - это выход на континент,
это плацдарм для геополитической экспансии и сдерживания Китая,
Северной Кореи и России. И фактически, в условиях возрождения боевой
мощи Японии, сдерживающим фактором насильственного японского вторжения
на острова остается только российское ядерное оружие. Войска РФ на
островах сокращены до уровня бригады, а общий военный потенциал в
регионе Дальнего Востока продолжают деградировать. Так что для Японии
остается только выжидать удобного момента для оккупации островов. Когда
военный потенциал России на Дальнем Востоке окончательно сведется к
нулю, а основная часть ядерного оружия выйдет из строя, тогда Япония
при поддержке США перестанет «просить» нужные ей территории, а просто
заберет их силой, как в свое время и делала в отношении слабых Китая и
Кореи.
Глава 2. Японская внешняя политика в условиях
американской однополюсности
2.1. Степень соответствия внешнеполитических приоритетов Японии
американской геополитической доктрине
События Второй мировой войны надолго исключили Японию из международных
политических процессов. В начале 70-х годов начались разговоры о
необходимости приведения внешнеполитической роли Японии в мире в
соответствие с ее экономическим потенциалом - идея, которую советский
японовед Д. В. Петров рассматривал как доктрину. Петров Д.В. Япония в
мировой политике. М., 1973; См. также: Алиев Р. Ш.-А. Внешняя политика
Японии в 70-х - начале 80-х гг.: (Теория и практика). - М.: Наука,
1976. Она состояла из трех частей: 1) содействие стабильности рыночных
демократий в мире; 2) обеспечение стратегического баланса сил между
капитализмом и социализмом; 3) вклад в стабильные экономические и
политические отношения между Севером и Югом, в особенности в Азии.
Новый поворот во внешней политике Японии наметился в 90-х годах
прошлого столетия. В этот период произошли три события, внесшие
коррективы во внешнюю политику Японии. Это, во-первых, поражение США во
Вьетнаме; во-вторых, Япония заняла второе место в капиталистическом
мире по ВНП; в-третьих, началась разрядка в советско-американских
отношениях.
После окончания «холодной войны» перед Японией вновь встала задача
определения ее роли в мире. В отличие от эйфории в США в связи с
развалом Советского Союза Япония значительно сдержаннее отнеслась к
этому историческому событию. Более того, она оказалась, пожалуй,
единственной страной в капиталистическом мире, которая не только ничего
не выиграла от этого, но кое в чем проиграла. Геостратегическая
ситуация вокруг Японии усложнилась. Среди новых «источников
беспокойств», как деликатно выразился Ацумаса Ямамото, являются: страхи
по поводу а) сокращения военного присутствия США в регионе; б) будущего
поведения Китая; в) намерений Японии стать военной державой. Yamamoto,
Atsumasa. Multilateral Activities for Stability in the East
Asia-Pacific region. - IIPS Policy Paper 135E, September 1994
(Internet). Если Россия рассматривался в контексте текущего момента, то
Китай калькулировался в качестве «угрозы» на перспективу.
Усилиями премьер-министра Накасонэ устанавливается персональный контакт
с Р.Рейганом («Рон-Ясу») и М.Горбачевым, что рассматривается как
наступление новой эры в отношениях сотрудничества «свободного мира» и
коммунистического блока, Востока и Запада. Проблемы региональной и
глобальной безопасности были для Накасонэ как премьера наиболее
важными, поскольку 70-е годы стали временем роста антияпонских
настроений за границей, вызванных успехами ее экономической экспансии.
В правящей элите США к этому добавилось недовольство еще и тем, что
Япония не желала увеличивать свои военные расходы в соответствии с
требованиями Вашингтона. Накасонэ не только приложил максимум усилий
для восстановления доверия, но и сделал ставку на дальнейшее укрепление
стратегического партнерства в области обороны и безопасности, которое
вышло на новый уровень еще в 1978 г. после заключения соглашения о
совместном оперативном планировании.
Преемник Накасонэ Н.Такэсита продолжил ту же внешнеполитическую линию.
Внешнеполитическая активность Такэситы была очень высока: он выезжал за
границу едва ли не чаще всех других послевоенных глав кабинетов, но
оценки результативности его поездок постепенно становились все более
скептическими. Эксперты токийского Института мира и безопасности в
одном из обзоров решительно говорили об отсутствии у него «какой бы то
ни было политики» и подытоживали: «Энергичные визиты Такэситы во
множество стран... может быть, и могли помочь утвердить его в мире, но
от них ожидалось нечто большее, чем только улыбки» Asian Security.
1988-1989. Tokyo, 1988, p.135..
В самом начале 90-х годов официальная Япония выстраивала свои
внешнеполитические задачи по образцу Дж. Буша (старшего) через
концепцию Нового мирового порядка. В марте 1990 г. премьер Кайфу
сформулировал свое понимание нового мирового порядка, основанного на:
1) укреплении мира и безопасности; 2) уважении свободы, равенства и
демократии; 3) гарантировании всемирного процветания через открытую
рыночную экономику; 4) обеспечении развития, гарантирующего всем людям
достойную жизнь; 5) создании системы стабильных международных отношений
с диалогом и сотрудничеством как главными чертами Kaifu T. Japan's
Vision. // Foreign Policy. № 80. Fall 1990..
Но начавшаяся война в Персидском заливе поставила перед руководством
Японии ряд принципиально важных вопросов, в том числе вопрос о степени
подчиненности политики Японии в области обороны и безопасности курсу
США. Война в Заливе была названа поворотным моментом для японской
политики и дипломатии, уроки которого необходимо было осмыслить в
полной мере White Papers of Japan. 1990-1991. Tokyo, 1992, p. 24-33..
С 1992 г. Белая книга по внешней политике Японии больше не содержит
разделов об отношениях Японии с теми или иными странами или регионами,
но построена по проблемам, на первое место среди которых выдвинулись
разоружение (в свете благополучного окончания «холодной войны») и
внешнеэкономическая помощь.
Выступая в парламенте 24 января 1992 г. с программной речью, премьер
Миядзава, в частности заявил: «Наши соглашения о безопасности с
Соединенными Штатами являются незаменимым основанием для мира и
процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и Япония будет строго их
придерживаться. В соответствии с нашей мирной конституцией и базовыми
принципами об исключительно оборонительном характере и непревращении в
военную державу, которая может угрожать другим странам, Япония будет
продолжать усилия по укреплению достаточной обороноспособности со
строгим гражданским контролем и в соответствии с тремя неядерными
принципами» White Papers of Japan. 1990-1991, p.214-216..
Однако безынициативная в целом политика премьера не получила поддержки.
Один из его критиков И.Одзава выпустил книгу «План реконструкции
Японии», вызвавшую за границей весьма бурную реакцию. Главным лозунгом
Одзавы был призыв к превращению Японии в «нормальную» страну, включая
легализацию армии, которая и без того фактически существует, и
активизацию внешней политики как в двусторонних, так и в многосторонних
отношениях.
Если в российско-японских отношениях удалось достичь хотя бы
формального прогресса путем принятия Токийской декларации, то
переговоры с Вашингтоном по вопросам внешней торговли зашли в тупик: 11
февраля 1994 г. Хосокава и Б.Клинтон публично и откровенно заявили о
невозможности достижения на данном этапе соглашения или даже
компромисса в этой области. Как показали дальнейшие события, это не
означало наличия в двусторонних отношениях фатально неразрешимых
проблем, но в тот момент ситуация казалась исключительно серьезной
Подробно см.: М.Носов. Зрелое партнерство на фоне экономической
конкуренции // Япония. 1994/1995. Ежегодник. М., 1995..
Вмесите с тем, все большее место в официальных публикациях МИД стало
уделяться региональным конфликтам и роли Японии в их урегулировании (в
том числе потенциальной), что хорошо видно, скажем, при сравнении
Голубых книг по внешней политике 1993 (администрация Хаты) и 1995 гг.
(администрация Мураямы) В кратком предисловии к Голубой книге 1993 г.
главными источниками нестабильности в мире названы бывшая Югославия,
Северная Корея и бывший СССР (Diplоmatic Bluebook. 1993. Striving for a
More Secure and Humane World. Tokyo, 1994, p. 1, 2-9). Голубая книга
1995 г. дает более подробный и взвешенный анализ ситуации (Diplomatic
Bluebook. 1995. Toward the Creation of a New Era. Tokyo, 1996, p.1-19)..
В области оборонной политики особого внимания заслуживала новая
Совместная японо-американская декларация безопасности, обнародованная
17 апреля 1996 г. по результатам переговоров Хасимото и Б.Клинтона The
Japan Times. 18.04.1996.. Она не только подтвердила приверженность
обеих стран существующей политике в целом, но особо подчеркнула роль
стратегического партнерства Японии и США применительно к АТР.
При Хасимото «три столпа» внешней политики Японии были призваны
содействовать: 1) стабильности и миру во всем мире: 2) развитию
развивающихся стран: 3) благосостоянию каждого и каждого гражданина
глобального общества. В парламентской речи от 22 января 1996 г.
японский премьер-министр Р. Хасимото заявил: «...японо-американские
отношения являются наиболее важными двусторонними отношениями не только
для Японии, но и для всего мира, и что они являются краеугольным камнем
мира и стабильности в АТР и во всем мире» Policy Speech by Prime
Minister Ryutaro Hashimoto to the 136th Session of the National Diet
(January 22, 1996).
Основные направления двустороннего характера включали следующие страны и регионы:
- США как краеугольный камень внешней политики Японии;
- Азиатско-Тихоокеанский регион как экономически быстро растущий регион будущего;
- Корейская Республика важна с точки зрения безопасности в СВА;
- Китай как держава, способная оказать влияние на будущее АТР;
- Россия с точки зрения «решения проблем северных территорий - самой важной проблемы в японо-русских отношениях»;
- Европа как один из глобальных центров мира.
Далеко не все страны с одобрением встретили новую Совместную
декларацию. Поэтому переговоры Хасимото с лидерами США, России и КНР
должны были показать, что у четырех крупнейших тихоокеанских держав нет
принципиальных политических разногласий, которые нельзя было бы успешно
преодолеть за столом переговоров. В этом отношении особенно
показательны «встречи без галстуков» с Б.Ельциным в Красноярске (ноябрь
1997 г.) и Кавано (март 1998 г.). Они стали началом «евразийской
дипломатии» японского премьера, провозглашенной им в конце июля 1997 г.
В сентябре 1997 г. были обнародованы новые Основные направления
военного партнерства и сотрудничества США и Японии, заменявшие
аналогичный документ 1978 г. и развивавшие Совместную декларацию 1996
г., облекая ее положения в форму конкретного плана мероприятий The
Japan Times. 23.09.1997.. Подчеркивалось, что в области обороны и
безопасности остаются в силе все прежние договоренности, иными словами,
основы «сан-францисской системы». Главной целью сотрудничества было
названо обеспечение результативной и быстрой координации действий
сторон в случае возникновения критической ситуации.
Несмотря на внушительный ряд достижений во внешней политике, Япония
пока не решила двух важнейших задач, без которых ее внешнеполитическая
«реабилитация» остается неполной.
Во-первых, она так и не добилась места постоянного члена Совета
Безопасности (СБ) ООН. Трудно не согласиться с японскими лидерами,
когда они говорят, что их страна, вторая по экономической мощи держава
мира, занимает не менее важное положение, чем Россия и КНР, и
несомненно более важное, чем Великобритания и Франция, даже несмотря на
наличие у двух последних ядерного оружия. Приведение формального
статуса Японии в рамках ООН в соответствие с фактическим положением
вещей уже не первый год остается одним из главных пунктов программы
японской дипломатии, но продвижение к намеченной цели оказалось
мучительно медленным.
Во-вторых, до сих пор не разрешена проблема «северных территорий» и не
заключен мирный договор с Россией: до недавнего времени Токио
акцентировал внимание на первом пункте как непременном условии для
второго, но постепенно отказывается от такой последовательности
действий, понимая ее бесперспективность.
2.2. Соединенные Штаты в представлениях японской политической элиты
Если американский курс на использование в своих интересах
геополитического положения Японии и ее экономической мощи во второй
половине ХХ века и начале ХХI-го в основе своей не подвергался резким
колебаниям, то взгляды японской правящей элиты на эволюционирующий
мировой порядок представляют собой смесь идей, рассчитанных как на
весьма краткосрочную, так и долгосрочную перспективы, не сведенных в
стройный логический комплекс. Кое-кто именует эту конструкцию
«стратегическим прагматизмом». Стратегический прагматизм вообще
пользуется популярностью как у японской бюрократии, так и в
предпринимательских кр