("Хауру-но угоку сиро", английское название
"Howl`s Moving Castle". По одноименному роману Дианы Уинн Джонс.
Режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Джибли", 2004)
Бродячий замок Хаула
О чем этот фильм? Я ответил бы так – о войне, волшебстве и любви.
Миядзаки переносит нас в вымышленный мир, неуловимо
напоминающий наш. По крайней мере война, ведущаяся в нем такая же
бессмысленная и неотличимая от тех, что происходят в нашем.
«Это враги или наши? Все они одинаковые».
Отличить обе противоборствующие стороны
действительно очень сложно более того в своем «военном азарте» люди уже
не отличают не только своих врагов, они не видят даже какие
демонические существа ходят буквально перед их носом. И если в войне
участвую призраки, то не призрачна или иллюзорна сама война?
«Неужели никто не видит эти чучела?», -
спрашивает Софи. И она права. Никто! Даже убийства, бомбардировки и
пепел пожарищ здесь однообразен и привычен. Война так пропитала ум и
сердца людей, что в краткие передышки между авианалетами они устраивают
балы и танцуют на площадях. Интересно, что бы было, если вражеские
войска неожиданно вторглись в город? Не пригласили ли бы дамы убийц их
детей на очередной медленный танец?
Личность одного из главных героев - Хаула - во
многом парадоксальная и отличается от типичного образа миядзаковского
героя. Хаул – талантливый, но инфантильный волшебник, запутавшийся в
себе. Это очень странный волшебник, словно современный тинэйджер,
успевающий посетить за день десяток мероприятий, несколько раз
признаться в любви и сменить при этом несколько нарядов, но
неуспевающий найти ни минутки, чтобы убраться в своей комнате или
постирать носки, запах которых он маскирует сильнейшим дезодорантом.
Горы застарелой грязи и немытых тарелок характеризует его не только как
очень занятого волшебника, но и как очень ленивого волшебника у
которого остается время для того, чтобы покрасить волосы и полежать, но
нет времени, чтобы сплести хоть одно самое простенькое заклятие
чистоты. «Зачем жить, если ты не красив?», - вопрошает Хаул. Он очень
тяжело всегда переживает по пустякам, отчего приходится страдать его
окружающим – и даже перепутанная краска для волос ставит под угрозу
жизни обитателей бродячего замка.
Но характеристика Хаула только с этой стороны была
бы совершенно неправильной. Ведь ночами он перевоплощается в грозную
птицу, схлестываясь в небесах с сеющими смерть машинами.
Сердце у Хаула доброе. Но хоть оно и склонно к
нелогичным поступкам из-за любви, мы все-таки можем проследит его
эволюцию и увидеть его «светлую сторону». Одна из падающих звезд
попадает ему прямо в руку и оказывается, что путь к сердцу Хаула лежит
через его желудок – он глотает звезду… и через мгновение в его руках
оказывается сердце демона Кальцифера. Именно он связан с Хаулом
странным заклятием и именно он двигает его замок, но и именно его
«горячее сердце» приносит столько неразберихи и уже спустя много лет
оказавшись вновь на ладони становится гораздо более тяжелым. «Сердце,
оно такое тяжелое», - говорит Хаул, не подозревая, что под спудом
накопившихся проблем сердце действительно может стать тяжелее…
И бежать дальше от своих взаимоотношений с
действительностью уже некуда и Хаул признается: «Я так долго бегал, но
теперь у меня есть кого защищать».
О войне и волшебстве мы уже сказали, теперь поговорим о любви.
Мастер японской анимации, работая над Хаулом
объявил, что это его последняя работа (это впрочем никого не удивило,
так как два предыдущих шедевра тоже были «последними»). Но именно в
образе главной героини и скрывается образ постаревшего Миядзаки, а в ее
постепенном омоложении – приход на смену Миядзаки-отцу Миядзаки-сына
(Горо Миядзаки). Эти реинкарнации Софи, которых на протяжении фильма
можно насчитать до семи (!) происходят по мере сближения Хаула и Софии.
И как только они обретают друг друга молодость вновь возвращается…
«Старикам тяжело», - говорит Софи, взбираясь на
гору и осознавая, что старое тело очень быстро устает не в силах
противостоять наложенным на него чарам. И соревнуясь с Ведьмой Пустоши
в скорости, поднимаясь на гигантскую лестницу она… выигрывает! «Не
понимаю, откуда у нее столько сил», - кряхтит удивленная ведьма,
обливаясь потом. Кстати в этом эпизоде можно усмотреть аналогию с одной
библейской притчей, повествующей о том, что с грешником на плечах из
ада все же легче вылететь, чем без него…
Как и в большинстве предыдущих работ гения анимации
в «Бродячем замке» напрочь отсутствует главный злодей. И даже Ведьма
Пустоши под конец фильма хоть и доставляет немало хлопот, но действует
на стороне главных героев.
Стоит добавить, что данное аниме снято по
произведению Дианы Уинн Джонс, которая высоко оценила эту работу. Для
изощренных музыкальных гедонистов – вальс «Карусель жизни» неизменного
композитора Джо Хисаиси.
Илья «Whiterabbit» Бутов, «Сакура-Клаб», г. Минск
Источник: http://leit.ru |