Если английские слова "фанфик" (от fan fiction - "беллетристика фэнов")
и "фанарт" (от fan art - "искусство фэнов") сравнительно понятны, то
японский термин "додзинси" (doujinshi) требует пояснений. В буквальном
переводе он значит "журнал единомышленников". Первоначально так
назывались издания фэн-клубов, в которых, кроме статей, были и
любительские комиксы. В дальнейшем слово изменило смысл и стало
обозначать любительские (но отнюдь не некоммерческие!)
манга-публикации. Если в США издатели пресекают любые попытки
использовать "коммерческих" персонажей в любительском творчестве, то
японские издатели куда спокойнее относятся к подобным "выходкам". И не
зря. Натренировавшись на подражании мастерам, наиболее талантливые
создатели додзинси (по-японски они называются "додзинсика") создают
собственный стиль и приходят в издательства уже матерыми
профессионалами. Они уже умеют не только писать и рисовать, но и
продавать свои работы на специальных ярмарках. В частности, из среды
додзинсик вышли такие талантливые профессионалы, как группа CLAMP и
Одзаки Минами. Важно отметить, что значительную часть додзинси
составляют хентайные произведения. Оно и понятно - это самый простой
способ привлечь внимание покупателей. Немало додзинси выполнено в
эстетике яоя и юри, причем это относится не только к понрографической
магне. Создателям фанарта и фанфиков быстрый коммерческий
успех не светит, однако это мало кого останавливает. Естественно, что
наиболее популярными источниками сюжетов, персонажей и идей для
любительского творчества оказываются наиболее популярные произведения,
желательно со сложными внутренними вселенными и большим количеством
персонажей. Скажем, в Америке самой популярной фанфик-основой до сих
пор остается "Рамма 1/2", а в России - "Красавица-воин Сейлор Мун".
Традиционно наибольшим уважением пользуются авторы как можно более
оригинальных фанфиков, произведения которых с удовольствием могут
читать не только знатоки первоначального произведения. И, наоборот,
традиционно не уважаются авторы, любящие включать внутрь своих
произведений "себя любимого", поскольку такие произведения обычно
только им самим и интересны.
|