→ Особенности графики аниме ← В отличие от других видов
анимации, в которых художественное решение играет доминирующую роль,
графика аниме находится под сильным влиянием канонов и шаблонов, а
потому обычно играет подчиненную роль по отношению к другим аспектам
анимационного произведения. Она лишь средство передать те концепции,
которые создатели фильма хотят в нем выразить, но никак не самоцель.
История современного аниме отсчитывается от первого сериала Тэдзуки -
"Могучего Атома". Именно в нем Тэдзука впервые выразил принципы
"ограниченной анимации" ("limited animation"), легшие затем в основу
дальнейшего развития аниме. В приложении к японской анимации эти
принципы означали экономию на подробности изображения движения (за счет
уменьшения количества "кадров в секунду"), но повышенное внимание к
сложности дизайна персонажей и фонов. Художественные решения,
предложенные Тэдукой, нашли понимание у зрителя, а в дальнейшем, за
счет увеличения финансирования, удалось довести количество кадров в
секунду до мировых промышленных стандартов, не теряя при этом качества
прорисовки персонажей. Тем не менее, реальность мира анимации
такова, что финансирование никогда не бывает достаточным, и экономить
приходится в любом случае. Для этого были разработан ряд художественных
приемов, позволявших заново использовать уже нарисованные фрагменты
(скажем, включение в сериал серии с повторением ранее произошедших
событий) и активно использовать стоп-кадры и статические изображения.
Классическим признаком графики аниме считаются т.н. "большие глаза" -
непропорционально большие зрачки персонажей. Это не совсем верно.
Изначально большие, "светящиеся" глаза персонажей с большими ресницами
появились в сёдзё-манге, поскольку они на Востоке традиционно считались
красивыми. Вообще, глаза - центральный объект лица персонажа в
японской эстетике,что символизирует готовность персонажа к восприятию и
созерцанию. Чем пропорционально меньше глаза персонажа, тем менее у
него развиты эти способности, поэтому "большие глаза" - это всегда
признак юности. Однако, за пределы сёдзё-манги настоящие
"большие глаза" начали выходить только в конце 1980-х годов. До этого в
аниме доминировали анатомически пропорциональные глаза, которые,
впрочем, все равно были больше, чем глаза персонажей в западной
анимации. Наиболее существенно "большие глаза" представлены в
рамках стиля сёнэн-аниме "каваи" ("прелесть"), появившегося в начале
1990-х годов. Особенность этого стиля заключалось в том, что главными
персонажами таких аниме стали девушки, которые, по законам восприятия
сёнэн-аниме, должны были быть сексуально привлекательны для зрителя.
Поэтому создатели стиля "каваи" взяли для него эстетику сёдзё-манги,
изначально ориентированной на создание "прелестных" персонажей.
Еще один необычный стиль, о котором стоит упомянуть, - это стиль
"супер-деформд" ("сверх-искаженный"). Речь идет о непропорциональном,
комическом стиле, также появившемся в аниме в конце 1980-х - начале
1990-х. В рамках этого стиля персонажи изображаются как младенцы - с
огромной головой размером с туловище. Изначально этот стиль появился в
пародии студии "Санрайз" на их собственный сериал "ГАНДАМ", а потом
стал активно использоваться в комических отступлениях "серьезных"
аниме. Возникновение дополнительного стиля, маркирующего комические
фрагменты, добавило новое измерение в мир канонов искусства аниме.
Параллельно "необычным" стилям все больше поклонников, особенно среди
старшего поколения зрителей, находит "реалистичный" стиль,
характеризующийся пропорциональными чертами лица и единством
художественного решения аниме. Видимо, в дальнейшем не стоит ожидать
|